-->
Advertise Here

О воспитании дошколят

-



                          
        Проведение родительского собрания – это всегда волнующий момент для воспитателя. От впечатлений, которые получат на нём родители воспитанников, во многом зависит характер диалога и взаимодействия в дальнейшем. Особенно атмосфера какого – то начала, старта ощущается в сентябре – октябре, когда на группах проводятся первые родительские собрания.

Для того, чтобы не погубить вечер скучной и монотонной речью о серьёзном, мы часто стараемся подготовить занятие или развлечение с детьми. Конечно, и без содержательной беседы обойтись невозможно. Главное, подобрать актуальный для родителей материал, что можно выяснить в ходе вечерних индивидуальных бесед.
В начале 2011 – 2012 года в нашей группе было проведено родительское собрание, основной темой которого стало знакомство с художественно – эстетическим направлением работы ДОУ. Мною было подготовлено сообщение «Особенности психического развития детей 4-5 лет. Диалог о педагогически целесообразном отношении взрослого к проявлению художественных способностей детей». А затем под руководством педагога дополнительного образования Екатерины Андреевны Беловой дети показали свои способности в художественном творчестве: занятие художественно – эстетической направленности «Превращение гусеницы».
Тематическое сообщение «Особенности психического развития детей 4-5 лет. Диалог о педагогически целесообразном отношении взрослого к проявлению художественных способностей детей»
Для детей 4-5-ти лет характерно боле широкое использование речи как средства общения, что стимулирует развитие кругозора ребенка, открытие им новых граней окружающего мира. Теперь ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом ребенка 4-х лет становиться вопрос «Почему?»
Ребенок развивается, становится более вынослив физически. Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подвержен перепадам. Следует, однако, обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.
В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен. Ребенок стремиться к партнерству в играх, ему уже не интересно играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.
Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях ощущениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребенка, позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Другими словами, ребенок с помощью словесного описания может описать то, что никогда не видел. Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации.
Зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса к предметам сохраняется, как и на предыдущем возрастном этапе. Но начинает развиваться устойчивость и возможность произвольного переключения.
Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту.
Продолжает активно развиваться фантазирование, в процессе которого ребенок активно включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослым этих возможностей ребенка будет способствовать его нравственному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев.
Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это, на воспитание творческой активности, без которой невозможно гармоническое развитие личности, направлены повседневные усилия миллионов советских педагогов.
Художественные способности ребенка проявятся в том случае, если он:
  •  Не находя слов или захлебываясь, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения;
  • В своих рисунках и картинках отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не зацикливается на изображении чего-то вполне удавшегося;
  •  Серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;
  •  Когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
  •  Стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение-украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;
  •  Не робеет высказать собственное мнение о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.
Достижение ребенком необходимого уровня эстетического развития в значительной степени зависит от педагогических и общекультурных условий, в которых он родился и живет. Целесообразно как можно более раннее вмешательство в стихийный процесс эстетического развития ребенка. Данное условие обосновано и аргументировано свойствами быстро развивающейся личности ребенка, его психофизиологическими и возрастными особенностями к восприятию развивающей информации различного уровня, к способности её практического освоения.
Феномен обладания детьми способностей ко всем видам художественного творчества основан на доминирующей роли правого полушария мозга. Дети способны целостно и одномоментно воспринимать окружающий их мир, интуитивно его чувствовать и эмоционально сопереживать всему увиденному и услышанному.
Художественное развитие детей дошкольного возраста – особенно важное направление педагогики, требующее приоритетного внимания. Необходимо подняться на современный уровень осознания функций искусства и возможностей художественного воспитания для развития личности ребенка.
Творческая деятельность с детьми предполагает максимальное раскрытие их индивидуальных способностей в различных направлениях детского художественно-композиционного творчества средствами живописи, графики, скульптуры или прикладного искусства.
Детское творчество с раннего возраста развивает  композиционное мышление, формирует потребность образного представления и умения передавать свои чувства, эмоции, ощущения. Оно помогает создавать выразительную художественную форму и образное содержание в детских произведениях.
Л.С. Выготский определил творчество как деятельность, которая создает новое. «Все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира или известным построением ума, или чувством, живущим и обнаруживающимся только в жизни самого человека».
На этапе дошкольного детства, как отмечал Л.С. Выготский, художественное творчество носит синкретический характер, в котором не выделены, не специализированы различные виды искусства, что обусловлено естественной для ребенка синкретической ориентацией в окружающем мире.
Именно поэтому авторы различных образовательных программ предлагают структурирование содержания на основе синтеза искусств: музыки, художественной литературы и изобразительного искусства. Такой комплекс, по мнению педагогов и психологов, наиболее доступен детям, открывает широкие возможности в плане развития их художественной культуры.
В образовательных программах, построенных на основе синтеза искусств должна быть обозначена доминирующая роль одного из них, а остальные должны нести вспомогательную роль. Так, например, в детском художественном творчестве на занятиях изобразительной деятельностью доминирующую роль играет изобразительное искусство.
Дошкольники, занимаясь изобразительной деятельностью, в процессе творчества создают различные эмоционально-художественные образы средствами и приёмами, заимствованными при знакомстве или изучении лучших образцов художественных произведений изобразительного искусства. Поэзия, музыка как виды искусств играют роль эмоционального фона, помогающего ребенку прочувствовать душевное эмоциональное состояние, психологический настрой разрабатываемого художественного образа.
Источник материала к сообщению: Интернет.
Конспект занятия с приоритетом творческого и художественно-эстетического развития в средней группе
Тема: «Превращение гусеницы»

Задачи развития:

Художественно-эстетическое развитие: Учить детей эстетично воспринимать природу. Развивать и поддерживать интерес к изобразительным заданиям. Познакомить с нетрадиционными материалами и техниками рисования и аппликации.
Креативное развитие: Содействовать развитию творчества в процессе выполнения творческого задания и создания коллажа-композиции с помощью разнообразных техник и материалов.
Познавательное развитие: Познакомить детей с фазами развития бабочки, особенностями ее образа жизни. Развивать интерес к жизни насекомых.
Речевое развитие: Учить слушать и понимать сказку, объяснения воспитателя. Пополнять лексический запас.
Эмоционально-ценностное развитие: развивать способность эмоционально реагировать на красоту природных объектов и результаты личной и совместной деятельности.
Социально-моральное развитие: Формировать у детей созидательное отношение к природе. Воспитывать желание проявлять заботу о других. Учить включаться в совместную деятельность. Стимулировать желание выполнять коллективную работу.
Физическое развитие: Развивать интерес дошкольников к выполнению разнообразных движений танцевального и имитационного характера, к пальчиковой гимнастике. Развивать общую и мелкую моторику, глазомер.

Оборудование: Гуашевые краски желтого, синего, красного, черного цветов; бумажные салфетки розового, голубого, желтого и белого цветов; клей ПВА; вырезанные из бумаги заготовки бабочек с нарисованными головой и туловищем; зубные щетки, ватные палочки, поролоновые тампоны, подкладные листы, кисти, неразливайки, салфетки; тонированный зеленым цветом лист ватмана; картинки с изображением гусеницы и кокона-куколки бабочки; бабочка-игрушка на палочке; костюмы – крылья бабочек; аудиозапись музыкальных произведений.
Ход занятия:

Организационный момент.
Педагог: Занятие наше начнём со стихотворения - игры, которое для нас подготовил Павел.
Гусеница, гусеница,
(ладонь одной руки «ползет», как гусеница, по внутренней стороне другой )
Бабочкина дочка,
(ладонь «ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки)
По травинкам ползает
(то же самое по другой руке вертикально)
Кушает листочки:
 Ам!
 Ам!
 Ам!
 Ам!
(одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» пальцы другой ладони на каждое ам
Поела,  спать захотела
(одна рука сжимается в кулачок, другая ее накрывает)
Проснулась ( расправить ладони)
Бабочкой обернулась
(перекрестить руки в районе запястий)
Полетела, полетела, полетела!
( махать перекрещенными ладонями как крыльями)
Педагог предлагает детям прослушать сказку про гусеницу. Звучит спокойная музыка.
Рассказывание сказки
Жила-была гусеница. Все над нею смеялись, такая она была некрасивая. Однажды гусеница решила спрятаться в кокон, чтобы ее никто не видел. Сидела она в нем, сидела, и заснула. Пока она спала, прошла зима и наступила долгожданная весна. Проснулась гусеница, высунула наружу усики, чтобы посмотреть, нет ли там никого, кто бы мог над нею посмеяться. Никого не оказалось. Тогда она вылезала целиком из своего кокона.
Гусеница чувствовала, что на спинке ей что-то мешает. Она встряхнулась и вдруг … полетела. (Педагог имитирует полет бабочки игрушкой-бабочкой на палочке или ниточке). Пролетая над прудом, она посмотрелась в него, как в зеркало и увидела прекрасную … (бабочку). Да, бабочку с огромными яркими крыльями.
«Кто эта красавица?»  – подумала она,  – «Ой, так ведь это же я! Я – бабочка!» Она летела над лугом и все, кто видел ее, восхищались: «Какая красивая бабочка!»
Бабочка почувствовала голод и решила отыскать луг полный ярких, душистых цветов. Прилетела бабочка на луг …, а там только зеленая травка. Горько заплакала бабочка, так как не было у нее сил лететь дальше.
Рисование с помощью зубной щетки «Цветы»
Вам жалко бабочку? Давайте ей поможем: нарисуем пушистые, яркие цветы. А в этом нам помогут краски и волшебные зубные щетки.
Дети рисуют щетками цветы на тонированном общем листе – на «лугу».
Вот и расцвели красивые цветы на лугу. Как вы думаете, понравятся они нашей бабочке? А почему? Зачем бабочке нужны цветы? Бабочки едят цветочный нектар.
Физминутка
Наша бабочка встряхнулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
И нектара всласть поела.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Аппликация  из цветных салфеток «Цветы»
А пока бабочка лакомилась цветочным нектаром, на лугу подросли еще цветы. Их было много: желтые, голубые, белые, розовые. Поможем цветочкам распуститься.
Дети сминают в центре круги из салфеток разных цветов, обмакивают нижний край «цветка» в клей и прикладывают к поверхности «луга».
Увидела бабочка красивые цветы и стала порхать с одного на другой. Педагог имитирует порхание бабочки с цветка на цветок с помощью игрушки-бабочки и дает положительную оценку выполненным детьми цветам.
Пальчиковая гимнастика «Божья коровка»
На красивую бабочку и великолепные цветы прилетели посмотреть любопытные божьи коровки.
Вот ромашка-краса,
Перекрестить раскрытые и повернутые ладонями вверх кисти рук.
А в ромашке роса.
Легкое постукивание указательным пальцем правой руки по раскрытой ладони левой руки и наоборот.
Как из чашки, из ромашки
Сложить обе ладони в виде чашечки
Будут пить росу букашки.
Наклонить голову к «чашечке»-ладошкам
Божья коровка приползла
На раскрытую ладонь левой руки посадить «божью коровку» т – сложенную в шепоть огругленную кисть правой руки
И водички попила.
Поглаживание ладони левой руки большим пальцем правой руки.

Рисование тампонами и ватными палочками «Божьи коровки»
Давайте нарисуем на нашем лугу божьих коровок.
Дети ставят на «лугу» оттиск поролоновым тампоном округлой формы, обмакнув его в красную краску, а затем ватными палочками, обмакнутыми в черную краску рисуют точки «божьей коровке».

Педагог: Замечательные божьи коровки получились у вас. Софья выучила стихотворение о божьей коровке и сейчас нам его прочитает.
Евгений Корюкин
Божья коровка
Мне на пальчик села.
«Божья коровка,
Ты куда летела?
И куда, малютка,
Ты теперь спешишь?
Скоро пальчик кончится,
Ты и улетишь.
Крылышки-скорлупки
Весело расправишь...
Поиграть тебя со мной
Как заставишь?»
Увидела бабочка как много божьих коровок, какие они дружные, и захотела, чтобы и у нее было много подружек. Отгадайте загадку и узнаете, о каких подружках мечтает бабочка.
Загадка
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я поймать его хотел –
Он вспорхнул и улетел.  (Бабочка)

Рисование симметричной кляксографией «Бабочка»
Давайте нарисуем ей подружек-бабочек. Вот у нас есть бабочки, а мы сделаем их крылышки яркими, красивыми. Нам помогут волшебные краски и кляксы. Кистью с краской мы поставим на одном крыле бабочки разноцветные кляксы. Затем аккуратно сложим крылышки и легонько придавим ладошкой. Теперь раскройте бабочкины крылья. Ах, какие бабочки-красавицы! Давайте посадим наших бабочек на цветы.
Дети окунают линию сгиба в клей и прикладывают к цветам.
Посмотрите, как красиво получилось!
Педагог: Бабочки очень красивые создания природы, и у вас, ребята очень хорошо получилось их изобразить. Сейчас Настя и Ульяна прочитают стихотворение о бабочке.
Бабочка
Арсений Тарковский
1 ребёнок: Я у желтой бабочки
Тихо-тихо спрашивал:
- Бабочка, скажи мне,
 Кто тебя раскрашивал?

Может, это лютик?
Может, одуванчик?
 Может, желтой краской
Тот соседский мальчик?

2 ребёнок: Или это солнышко
После скуки зимней?
Кто тебя раскрашивал?
 Бабочка, скажи мне!

Прошептала бабочка,
В золото одета:
- Всю меня раскрасило
Лето, лето, лето!
И теперь вместе с подругами бабочка целыми днями порхает с цветка на цветок. (Педагог имитирует порхание бабочки с цветка на цветок с помощью игрушки-бабочки). Иногда она, сидя на цветке, аккуратно расправляет бархатные яркие крылышки, осматривается по сторонам и говорит: «Как здесь хорошо! Какая я счастливая, что живу здесь!».
Как вы думаете, почему бабочка так говорит? Почему она чувствует себя счастливой?
Итог занятия: Вы сегодня, дети, хорошо потрудились, проявили творчество, фантазию, и у нас появилась красивая поляна с цветами, бабочками, божьими коровками. Пригласите родителей подойти поближе и полюбоваться созданной красотой. Но сначала я предлагаю вам подарить аплодисменты своим друзьям, похвалите друг друга (Дети и взрослые аплодируют: взрослые хвалят детей, дети хвалят друг друга за хорошую работу).
Авторы конспекта: Колупаева Лидия Владимировна, Леонтьева Светлана Игоревна. ДУЗ № 20 общего типа г. Феодосии, 2011 г.
                           Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/izo/gusenitsa.html

0 коммент.:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...