-->
Advertise Here

О воспитании дошколят

-



План самообразования
воспитателя В.А. Гулий
2007-2010 г.г.
Тема: «Эстетическое развитие дошкольников
средствами «сказочного» творчества»
«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой».
В.А. Сухомлинский
Сказка – средство приобщения ребёнка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории. Сказка для ребёнка такое же серьёзное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности.
Дж. Родари
Содержание деятельности
Сроки (начало – окончание)
Форма представления результатов
Где, кем и когда заслушивается отчёт о выполнении работы
1. Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования
Изучение теоретических основ по организации условий эстетического развития дошкольников средствами «сказочного» творчества (список литературы см. Приложение 1).
Начало – сентябрь 2007 г.;
окончание – февраль 2010 г.
Сообщение – теоретический анализ
Заведующая д/с,
заместитель заведующей по ВМР.
Согласно «Плану Самообразования педагогов и специалистов ДОУ № 12»

2. Разработка программно – методического обеспечения образовательного процесса
Актуальность опыта:
В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает ему понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.
По представлениям педагогов и психологов, гармоничное эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста заключается в последовательном освоении трех уровней: психофизиологического, социального и эстетического.
Психофизиологический уровень эмоционального развития проявляется в процессе внимания ребенка во время прослушивания сказки, в адекватности реагирования, в непроизвольных репликах (междометиях), непроизвольных движениях, в неосознанных отношениях детей к героям сказок на основе умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению — через мимику, пантомимику, жесты, позы, эмоциональную дистанцию. При этом ребенок за внешними эмоциональными проявлениями угадывает смысл поведенческих реакций и реагирует в соответствии с этим смыслом.
Социальный уровень является последующей ступенью эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста, характерной чертой которого является эмоциональный контроль, эмоциональная саморегуляция. Это позволяет выделить в эмоциональном развитии социальные чувства, которые эффективно формируются в процессе восприятия и переживания сказки, поскольку включается механизм содействия герою, мысленного обыгрывания и прочувствования его поступков. Социальный уровень — главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника - это появление способности управлять эмоциями, то есть произвольность поведения.
Эстетический уровень — уровень художественного образа — характеризуется особым видом эмоционального познания, при котором человек отражает действительность в форме эмоциональных образов. Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
Творчество, будучи неотъемлемой стороной человеческой духовности и условием личной свободы людей, выступает социальным механизмом, противостоящим регрессивным линиям в развитии общества. Только креативность (творчество) может обеспечить возможность появления нового знания и т.д. Поэтому одним из эффективных методов эстетического развития дошкольников является совмещение понятий «сказки» и «творчества», другими словами, это метод «сказочного творчества».
Целевая линия:
Цель представленного педагогического опыта заключается в создании развивающего цикла занятий для детей старшего дошкольного возраста, сопровождающего образовательный процесс, направленный на художественно – эстетическое развитие ребенка, и представляющего для него возможность приобретения опыта творческой деятельности средствами сказочного материала:
  •   на фоне театрализованной деятельности;
  •   на фоне речевой деятельности;
  •   на фоне изодеятельности.
Для осуществления данной цели необходимы следующие условия:
1. Отбор сказочных произведений с учётом применения их «сказочного материала» в различных видах детской деятельности, в которые могут быть включены сказочные образы. Воспитательно – образовательные возможности выбранных произведений должны соответствовать, во – первых, основным принципам Образовательной программы ДОУ, в том числе Модели выпускника ДОУ, а именно способствовать воспитанию таких личностных качеств дошкольника, как:
·         Самостоятельность, активность, проявление инициативы в художественной деятельности, обладание яркой индивидуальностью.
·         Эмоциональная отзывчивость на состояние других людей, красоту окружающего мира и произведений искусства, обладание практическими умениями и навыками для внесения изменений в окружающую среду.
Во – вторых, соответствовать целевому компоненту представленного педагогического опыта.
2. Создание условий через систему групповых и игровых занятий с детьми (кружковая работа в рамках самообразования).
3. Через презентацию для родителей.
4. Для освоения нового содержания образования необходимо обновление учебно – методического и материально – технического сопровождения, основанного на материале сказок.


3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
Ведущие ключевые идеи:
  • Творческая работа со сказкой ведет к приобщению ребенка к эстетическим ценностями красоты, силы и смелости наряду с нравственной и моральной ориентацией на добро, помощь и справедливость.
  • В материалах сказок есть необходимое обоснование возможности развития воображения и эмоциональной сферы дошкольника через приемы работы со сказкой, психологические и педагогические ресурсы сказки для развития творческого потенциала ребенка; 
  • На основании «сказочного» творчества можно создать модель развивающей среды на основе принципов работы в условиях сенсорной комнаты только со специализацией на «сказочном» материале.
Технологический аспект:
Цель: выявление наиболее эффективных условий реализации воспитательно – образовательного процесса по эстетическому развитию старших дошкольников средствами «сказочного» творчества.
Задачи:

1. Создать пространственно – развивающую среду в группе, способствующую накоплению чувственного опыта и творческой продуктивной деятельности на основе сказки.

2. Разработать содержание занятий для I, II, III года обучения детей.








3. Воспитательно – образовательные задачи:
·         Приобщение к духовному и нравственному уроку сказки через восприятие сказочной проблемной ситуации. Научить ребенка через восприятие сказки извлекать  нравственный урок.
·         Развитие эстетического чувства прекрасного через восприятие художественных образов сказки, эмпатии по отношению ко всему живому, созданному Природой.
·         Развитие речевого активного словаря, умения выражать свои мысли и чувства.
·         Развитие вербального воображения ребенка на приемах работы со словом и сказкой.

3.Определить формы работы с педагогическим коллективом и родителями.












Средства:
  • Создание предметно – игровой, обучающей и развивающей сред в группе на основе принципов работы в условиях сенсорной комнаты со специализацией на материале сказки.



















  •  Методическая разработка (изучение основ создания сенсорных сред, технологий применения сказки для развития дошкольника (Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевой), программ по изодеятельности, активно применяющих методы сказки (Программа И.А. Лыковой «Цветные ладошки»), программ по театрализованной деятельности (программа Н.Ф. Сорокиной «Театр – творчество – дети»), изучение методов работы с художественным словом сказки).
P.S.: обязательное согласование с основной программой ДОУ – «Программой воспитания и обучения в детском саду» под ред. Васильевой и др.







  • Составление диагностического блока для оценки эффективности развивающего влияния воспитания и обучения средствами «сказочного» творчества (обследование вербального и невербального воображения, творческой активности, изучение активного словаря детей, уровня художественно – эстетического развития).

  •  Организация работы с родителями.










  • Организация работы с педагогами и специалистами ДОУ.











2007-2009 учебный год





2007-2009 учебный год








В течение всего периода проведения педагогического исследования


















2007-2008 учебный год
Корректировка ежегодно со ссылкой на Годовой план ДОУ










2007-2009 учебный год
























2007-2009 учебный год




















2008-2009 учебный год








2007-2010 учебный год











2007 – 2010 учебный год











Дизайн групповых зон со специализацией на сказке.





Составление перспективного плана работы, календарно – тематического планирования с включением театрализованной, словесной, изодеятельности, базирующихся на материале сказок.

Результаты обследования по вербальному и невербальному воображению, творческой активности, изучение активного словаря детей, уровня художественно – эстетического развития















Педсоветы, семинары – практикумы, мастер – класс, родительские собрания, тематические вечера, коллективные просмотры, детские развлечения, театрализованные представления, выставки художественного творчества.


Реорганизация театрализованной зоны, создание уголка по обучению ПДД «Путешествие Красной Шапочки», создание большого «сказочного» панно в игровой зоне, обогащение музыкального уголка аудиозаписями, обогащение дидактического материала, базирующегося на технологиях сказкотерапии Т.Д. Зиневич - Евстигнеевой








Доклад по сравнительному анализу методов работы со сказкой в указанных образовательных программах (выбор альтернативных основной программе методов). Календарно – тематическое планирование, включение в кружковую работу, планирование индивидуальной развивающей работы с учетом результатов обследования детей. Составление картотеки дидактики, перечня учебно – материальной базы.



Аналитическое заключение по результатам обследований детей, видеоматериалы










Анкетирование, выставки, папки – передвижки, беседы, консультации, родительские собрания, тематические вечера, организация проектной базы при подготовке к детским досугам, развлечениям, театрализованным представлениям.

Совместное планирование досуговой деятельности, подготовка реквизита к детским праздникам, развлечениям, театрализованным представлениям. Мастер – класс по повышению квалификации в рамках художественно - эстетического обучения и воспитания дошкольников средствами «сказочного» творчества.











Заведующая ДОУ,
заместитель заведующей по ВМР


Заместитель заведующей по ВМР







Заместитель заведующей по ВМР



















Заведующая ДОУ,
заместитель заведующей по ВМР









Заместитель заведующей по ВМР
























Заместитель заведующей по ВМР

























Заместитель заведующей по ВМР














Заместитель заведующей по ВМР












Заместитель заведующей по ВМР



Предполагаемый результат:
В результате постановки задач по реализации работы по самообразованию, рассчитанной на 3 года, у детей будут сформированы следующие предметные знания, умения, навыки:
  •   знание определенных сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества.
  • умение понимать сюжетную линию сказки, выделять проблему, актуализированную в сказке, выражать свои мысли и чувства в языке.
  •   умение передавать художественный образ в рисунке (иллюстрация), в словесной форме.
  • умение продолжить, используя вербальное воображение, активный речевой запас, сюжетную линию сказки, сочинение небольшой сказки на заданную или свободную тему.  
  • умение интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональные состояния окружающих.  
  •   достижение показателей развития, соответствующих модели выпускника ДОУ: самостоятелен, активен, проявляет инициативу в художественной деятельности, имеет яркую индивидуальность; эмоционально отзывчив на состояние других детей (людей), красоту окружающего мира и произведений искусства, имеет практические умения и навыки для внесения изменений в окружающую среду.
Участие в системе методической работы района, области.
P.S.: сроки проведения уточняются в соответствии с Тематическим планированием по самообразованию.
 
Тематическое планирование
деятельности по самообразованию
на 2007-2008 учебный год
воспитателя В. А. Гулий
Содержание деятельности
Сроки (начало – окончание)
Форма представления результатов
Где, кем и когда заслушивается отчёт о выполнении работы
1.       Анализ литературы на тему: «Влияние сказок на психическое развитие ребенка».
Сентябрь
Сообщение
Заведующая д/с, заместитель заведующей
по ВМР
2.       Мини – проект «Создадим сказку руками» - совместное творчество родителей и детей (поделки).
Сентябрь - октябрь
Выставка совместного творчества родителей и детей
Заместитель заведующей
по ВМР, родители воспитанников
3.       Консультация для педагогов ДОУ: «Что может дать игра по сюжету сказки для эмоционального развития ребенка».
Октябрь
Сообщение на педчасе
Педагогический коллектив ДОУ
4.       Методическая разработка (изучение основ создания сенсорных сред, технологий применения сказки для развития дошкольника (Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевой), программ по изодеятельности, активно применяющих методы сказки (Программа Л.И. Лыковой «Цветные ладошки»), программ по театрализованной деятельности (программа Н.Ф. Сорокиной «Театр – творчество – дети»), изучение методов работы с художественным словом сказки).
Сентябрь - ноябрь
Доклад по сравнительному анализу методов работы со сказкой в указанных образовательных программах
Заведующая д/с,
заместитель заведующей по ВМР, педагог - психолог
5.       Организовать чтение цикла сказок для средней группы с целью совершенствования психофизиологического уровня эмоционального развития детей средствами сказки.
Начало – октябрь, конец  - апрель (3 раза в неделю)
Методическая разработка (сказки, не входящие в систему основных занятий), календарно – тематическое планирование досуговой деятельности дошкольников.
Заместитель заведующей по ВМР
6.       Консультация для родителей: «Сочиняем сказку. Уроки творчества».
Октябрь (II неделя)
Сообщение на родительском собрании
Заведующая ДОУ, заместитель заведующей по ВМР, родители воспитанников
7.       Оформление информационного листа на тему: «Каждому возрасту своя сказка».
Октябрь (IV неделя)
Информационный лист – ширма - передвижка
Заместитель заведующей
по ВМР, родители воспитанников
8.       Создание большого «сказочного» панно в игровой зоне группы.
Октябрь - ноябрь
-
Заместитель заведующей по ВМР
9.       Реорганизация театрализованной зоны в группе.
Ноябрь - декабрь
Объединение зон музыки и театра
Подготовка ширм «Замок» и «Сказка», приобретение занавесок для оформления театральной ниши.
Заведующая ДОУ, заместитель заведующей по ВМР
10.    Обогащение театральной зоны различными видами театра по знакомым детям сюжетам сказок.
В течение года
-
Заместитель заведующей по ВМР
11.    Изготовление дидактического пособия – альбома «По страницам сказок».
Декабрь
Дидактическое пособие
Заместитель заведующей
по ВМР

12.    Приобретение костюмов для театральных постановок в группе.
Декабрь
-
Заведующая ДОУ, заместитель заведующей по ВМР
13.    Консультация для педагогов ДОУ: «Книжные иллюстрации к сказкам».
Январь
Выступление на педчасе
Педагогический коллектив ДОУ
14.   Оформление информационного листа на тему: «Толкование детских сказок».
Январь
Информационный лист – ширма - передвижка
Заместитель заведующей по ВМР, родители воспитанников
15.    Открытый показ занятия: «А. Барто «Игрушки» (рисование иллюстраций, песенные импровизации)»
Февраль
Занятие - панорама
Заместитель заведующей по ВМР
16.    Создание уголка по обучению ПДД «Путешествие Красной Шапочки».
Март
-
Заместитель заведующей по ВМР
17.    Сбор материала для обследования у дошкольников уровней вербального и невербального воображения, творческой активности, а также для изучения активного словаря детей и уровня связной описательной речи дошкольников.
Апрель
Методическая разработка
Заместитель заведующей
по ВМР, педагог - психолог
Тематическое планирование
деятельности по самообразованию
на 2008-2009 учебный год
воспитателя В. А. Гулий
Подтема: «Эстетическое развитие дошкольников на материале сказок А.С. Пушкина»
Содержание деятельности
Сроки (начало – окончание)
Форма представления результатов
Где, кем и когда заслушивается отчёт о выполнении работы
1.     Анализ литературы на тему: «Литературная сказка, её особенности».
Сентябрь
Сообщение или доклад
Заведующая д/с, заместитель заведующей
по ВМР
2.     Проведение занятия совместно с учителем по рисованию Е.А. Беловой «Три чуда» (из оперы Н.А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» по одноименной сказке А.С. Пушкина) – воспитание активного слухового восприятия, активизация устойчивого интереса и эмоциональной отзывчивости на классические, поэтические и музыкальные произведения.
Сентябрь
Занятие - панорама
Заместитель заведующей
по ВМР
3.     Организовать чтение цикла сказок А.С. Пушкина для старшей группы с целью развития эстетического уровня эмоционального развития детей средствами сказки.
Начало – октябрь, конец  - апрель (3 раза в неделю)
Методическая разработка, календарно – тематическое планирование досуговой деятельности дошкольников.
Заместитель заведующей по ВМР
4.     Оформление информационного листа на тему: «Воспитание сказкой».
Октябрь
Информационный лист – ширма - передвижка
Заместитель заведующей по ВМР, родители воспитанников
5.     Подготовка и организация театрализованного представления для детей средней группы ДОУ по сказке «Золотая рыбка» А.С. Пушкина.
Ноябрь - декабрь
Подготовка декораций, костюмов, атрибутов.
Заместитель заведующей по ВМР, воспитатели средней группы ДОУ
6.     Обогащение театральной зоны различными видами театра по сюжетам сказок А.С. Пушкина.
В течение года
-
Заместитель заведующей по ВМР
7.     Открытое занятие для воспитателей старшего дошкольного возраста ДОУ: «По морю – океану»  - (развитие восприятия, творчества).
Декабрь
Занятие - панорама
Заместитель заведующей
по ВМР, воспитатели старшего дошкольного возраста ДОУ
8.     Приобретение костюмов для театральных постановок в группе.
Декабрь
-
Заведующая ДОУ, заместитель заведующей по ВМР
9.     Консультация для педагогов ДОУ: «Система воспитательно – образовательной работы по ознакомлению дошкольников с книгой».
Январь
Выступление на педчасе
Педагогический коллектив ДОУ
10.  Обмен опытом (применение наработок воспитателя И.Н. Барановой) - открытый показ занятия (тематического досуга): «У Лукоморья дуб зеленый» (литература - основное и рисование - дополнительное)».
Февраль
Занятие - панорама
Заведующая ДОУ, заместитель заведующей по ВМР
11.   Мастер – класс (в рамках организации тематической досуговой деятельности дошкольников) для воспитателей старшего дошкольного возраста ДОУ на тему: «Тридцать три богатыря» (ко Дню празднования Дня защитника Отечества) по авт. Программе «Цветные ладошки» А.И. Лыковой - создание коллективной аппликативной композиции по мотивам литературного произведения.
Февраль
Открытый показ занятия
Заведующая ДОУ, заместитель заведующей по ВМР, воспитатели старшего дошкольного возраста, учитель по рисованию
12.  Конкурс детского творчества (рисунки) «Там чудеса, там леший бродит...» - совместно с учителем по рисованию.
Март - Апрель
Выставка детского творчества
Заместитель заведующей
по ВМР, родители воспитанников
13.   Праздник (для детей старшего дошкольного возраста – совместно с музыкальным руководителем С.Е. Козловой) «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина» - 210 лет со дня рождения поэта А.С. Пушкина.
Май
Открытый показ
Заместитель заведующей по ВМР, воспитатели групп старшего дошкольного возраста
14.  Проведение обследования у дошкольников уровней вербального и невербального воображения, творческой активности, изучить активность словаря детей и определить уровень связной описательной речи. Исследовать совместно с педагогом – психологом уровень эмоционального развития детей.
Апрель - май
Аналитическое заключение
Заместитель заведующей
по ВМР, педагог - психолог
Тематическое планирование
деятельности по самообразованию
на 2009-2010 учебный год
воспитателя В. А. Гулий
Подтема: «Эстетическое развитие дошкольников на материале сказок К.И. Чуковского»
Содержание деятельности
Сроки (начало – окончание)
Форма представления результатов
Где, кем и когда заслушивается отчёт о выполнении работы
1.       Анализ литературы и консультация для педагогов ДОУ на тему: «Наш старый добрый друг Корней».
Сентябрь
Сообщение на педчасе
Педагогический коллектив ДОУ
2.       Выставка книг в книжном уголке К.И. Чуковского (книги, иллюстрированные разными художниками).
Сентябрь
Выставка в книжном уголке
Заместитель заведующей
по ВМР
3.       Выставка творческого сочинительства «Невероятные приключения знакомых героев» (по творчеству К.И. Чуковского) – способствовать позитивному сотрудничеству родителей и детей.
Октябрь
Выставка в прихожей комнате
Заместитель заведующей по ВМР, родители воспитанников
4.       Просмотр видеозаписи по произведениям Чуковского «Доктор Айболит», «Бармалей», «Федорино горе».
Октябрь
Включение в планирование воспитательно – образовательной работы с детьми
Заместитель заведующей по ВМР
5.       Чтение литературных произведений К.И. Чуковского: сказки, стихи, загадки. Беседы по содержанию знакомых произведений. Разучивание с детьми стихотворений Чуковского «Муха – Цокотуха», «Песня», «Катауси и Мауси», «Чудо – дерево», «Доктор Айболит».
Сентябрь - декабрь
Включение в планирование воспитательно – образовательной работы с детьми
Заместитель заведующей по ВМР
6.       Конкурс детского творчества «Мой любимый персонаж» (по сказкам К.И. Чуковского) – совместно с родителями.
Вторая половина ноября
Выставка детского творчества (прихожая группы)
Заместитель заведующей по ВМР, родители воспитанников
7.       Изготовление атрибутов к обыгрыванию сказки «Муха – Цокотуха».
Ноябрь
-
Заместитель заведующей
по ВМР
8.       Тематическое родительское собрание: «Сказочник Чуковский».
Декабрь
Викторина по произведениям К.И. Чуковского с театрализацией детьми сказки «Муха – Цокотуха»
Заведующая ДОУ, заместитель заведующей по ВМР, родители воспитанников
9.       Создание панно «Чудо – дерево».
Январь - февраль
Дизайн уголка природы
Заместитель заведующей по ВМР
10.    Художественное конструирование по сказке «Федорино горе» по технике папье – маше – совместно с учителем по рисованию Е.А. Беловой.
Январь
Тематический досуг, выставка детского творчества
Заместитель заведующей по ВМР
11.    Инсценирование произведений, игр – драматизаций «Черепаха», «Котауси и Мауси» - представление для детей группы №12 (старшая).
Январь
Досуговая деятельность
Заместитель заведующей по ВМР, группа №12
12.    Организация фотовыставки «Мы знакомимся с творчеством Чуковского».
Февраль
Фотовыставка
Заместитель заведующей
по ВМР
13.    Обследование у дошкольников подготовительной группы уровней вербального и невербального воображения, творческой активности, изучение активного словаря детей и уровня связной описательной речи дошкольников. Исследовать совместно с педагогом – психологом уровень эмоционального развития детей 6-7 лет. Определить наличие эстетического уровня (уровня художественного образа) познания окружающей действительности.
Январь - февраль
Аналитический отчёт
Заместитель заведующей
по ВМР, педагог – психолог, учитель по рисованию
14.     Отчёт о проделанной работе в рамках самообразования.
Февраль
Аналитический отчёт
Заведующая ДОУ, заместитель заведующей по ВМР

 
Аналитический отчет о проделанной работе в рамках самообразования за период 2007 – 2010 г.г.
воспитателя В.А. Гулий по теме: «Эстетическое развитие дошкольников средствами «сказочного творчества».
В течение 3 лет я провожу исследовательскую работу по теме «Эстетическое развитие дошкольников средствами «сказочного творчества».
Свою педагогическую деятельность осуществляю в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду комбинированного вида №12 «Колокольчик».
Актуальность выбранной мною темы вижу в следующем. В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает ему понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.
По представлениям педагогов и психологов, гармоничное эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста заключается в последовательном освоении трех уровней: психофизиологического, социального и эстетического.
Психофизиологический уровень эмоционального развития проявляется в процессе внимания ребенка во время прослушивания сказки, в адекватности реагирования, в непроизвольных репликах (междометиях), непроизвольных движениях, в неосознанных отношениях детей к героям сказок на основе умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению — через мимику, пантомимику, жесты, позы, эмоциональную дистанцию. При этом ребенок за внешними эмоциональными проявлениями угадывает смысл поведенческих реакций и реагирует в соответствии с этим смыслом.
Социальный уровень является последующей ступенью эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста, характерной чертой которого является эмоциональный контроль, эмоциональная саморегуляция. Это позволяет выделить в эмоциональном развитии социальные чувства, которые эффективно формируются в процессе восприятия и переживания сказки, поскольку включается механизм содействия герою, мысленного обыгрывания и прочувствования его поступков. Социальный уровень — главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника - это появление способности управлять эмоциями, то есть произвольность поведения.
Эстетический уровень — уровень художественного образа — характеризуется особым видом эмоционального познания, при котором человек отражает действительность в форме эмоциональных образов. Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
Выбор темы обусловил постановку цели моего педагогического исследования: создание развивающего цикла занятий для детей старшего дошкольного возраста, сопровождающего образовательный процесс, направленный на художественно – эстетическое развитие ребенка, и представляющего для него возможность приобретения опыта творческой деятельности средствами сказочного материала:
·         на фоне театрализованной дяеятельности;
·         на фоне речевой деятельности;
·         на фоне изодеятельности.
Осуществляя информационный поиск по методам работы со сказкой признанных педагогов и психологов, прибегая к сравнительному анализу, я изучила основы создания сенсорных тематических сред при организации предметно – развивающей среды, рассмотрела технологии применения сказки для развития дошкольников: Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, И. Бутман, С. Сахарнов, Дж. Родари и др. авторы; параллельно с этим обратила внимание на образовательные программы по театрализованной и изодеятельности. Поскольку в нашем ДОУ пристальному изучению подверглись программы художественно – эстетического цикла «Цветные ладошки» И.А. Лыковой и «Театр – творчество – дети» Н.Ф. Сорокиной, это вполне объясняет и  мой выбор. Также я активно вела сбор материалов по изучению методов работы с художественным словом сказки.
На основе теоретического анализа я как педагог стремилась доказать и обобщить следующие ведущие ключевые идеи собственного опыта педагогической деятельности:
  • Творческая работа со сказкой ведет к приобщению ребенка к эстетическим ценностями красоты, силы и смелости наряду с нравственной и моральной ориентацией на добро, помощь и справедливость.
  •  В материалах сказок есть необходимое обоснование возможности развития воображения и эмоциональной сферы дошкольника через приемы работы со сказкой, психологические и педагогические ресурсы сказки для развития творческого потенциала ребенка; 
  •   На основании «сказочного» творчества можно создать модель развивающей среды на основе принципов работы в условиях сенсорной комнаты только со специализацией на «сказочном» материале.
Путь становления творческой личности труден и сложен. И у каждого ребенка этот путь разный. Сказки дают большой простор для творческих проявлений ребенка. Они развивают творческую самостоятельность детей, побуждают к импровизации, поддерживают стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, жесты и интонацию.
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые», отмечал знаменитый педагог В.А. Сухомлинский.
Цель практической части работы было определено как выявление наиболее эффективных условий реализации воспитательно – образовательного процесса по эстетическому развитию старших дошкольников средствами «сказочного» творчества.
Для достижения поставленной цели были определены теоретические и практические задачи и средства их реализации: это касалось как предметно – развивающей среды, так и определения форм работы с педагогическим коллективом, родителями воспитанников, детьми.
Воспитательно – образовательные задачи:
·         Приобщение к духовному и нравственному уроку сказки через восприятие сказочной проблемной ситуации. Научить ребенка через восприятие сказки извлекать нравственный урок.
·         Развитие эстетического чувства прекрасного через восприятие художественных образов сказки, эмпатии по отношению ко всему живому, созданному Природой.
·         Развитие речевого активного словаря, умения выражать свои мысли и чувства.
·         Развитие вербального воображения ребенка на приемах работы со словом и сказкой.
Наряду с методическими разработками консультационного материала по работе с воспитателями и специалистами ДОУ и родителями воспитанников, мною был также составлен блок методик для исследования уровня художественно – эстетического развития детей с приоритетом исследования воображения, творческой активности, в целом, и активного словаря, что позволило определить эффективность развивающего влияния сказки на развитие личности ребенка.
Необходимо пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству.
В своей работе с детьми я использую театрализованные игры, музыкальные спектакли, сказки, постановки кукольного театра. В нашем детском саду есть куклы разных систем: би – ба – бо, тростевые куклы, марионетки, театр картинок, пальчиковый театр, перчаточный театр. В группе оформлена театрализованная зона, совмещенная с зоной сказки, где помещают куклы, постановочные декорации, реквизит и атрибуты.
Воспитательные возможности эстетического развития дошкольников средствами сказочного творчества огромны: творческая работа со сказкой ведёт к приобщению ребенка к эстетическим ценностям красоты, силы и смелости, наряду с нравственной и моральной ориентацией на добро, помощь и справедливость.
В материалах сказок есть необходимое обоснование возможности развития воображения и эмоциональной сферы дошкольника через приёмы работы со сказкой, психологические и педагогические ресурсы сказки для развития творческого потенциала ребенка.
На основании «сказочного» творчества можно создать модель развивающей среды на основе принципов работы в условиях сенсорной комнаты, только со специализацией на «сказочном» материале.
Совместно с воспитателями, родителями, музыкальным руководителем в детском саду для того, чтобы воспитание и обучение носило творческий развивающий характер, сделано много кукол разных систем, музыкально – дидактических игр, имеется театр различного вида. Накоплено много методической литературы, имеются комплекты аудио – кассет. Для методической базы ДОУ мною была сформирована тематическая подборка консультативного материала:
  •  Сообщение «Влияние сказок на психическое развитие ребенка»;
  • Доклад «Литературная сказка, её особенности»;
  • Сообщение «Наш старый добрый друг Корней».
  • Консультации для родителей:
  • ·         «Сочиняем сказку. Уроки творчества»;
  • ·         «Каждому возрасту своя сказка»;
  • ·         «Толкование детских сказок»;
  • ·         «Воспитание сказкой».
  • Консультации для педагогов ДОУ:
  • ·         «Книжные иллюстрации к сказкам»;
  • ·         «Система воспитательно – образовательной работы по ознакомлению дошкольников с книгой».
  •   Дидактическое пособие – альбом «По страницам сказок».
Было разработано тематическое родительское собрание «Сказочник Чуковский».
Значительно обогатилась предметно – развивающая среда группы: создано панно «Чудо – дерево», большое «Сказочное» панно, уголок по обучению ПДД «Путешествие Красной Шапочки»; изготовлены театральные ширмы «Замок» и «Книга сказок».
Были организованы мини – проект совместно с родителями воспитанников «Создадим сказку руками», конкурс детского творчества (рисунки) «Там чудеса, там леший бродит…», выставка творческого сочинительства «Невероятные приключения знакомых героев» (по творчеству К.И. Чуковского), конкурс детского (совместного с родителями) творчества «Мой любимый персонаж»; фотовыставка «Мы знакомимся с творчеством Чуковского».
Любая сказка, театрализованная игра – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
Мне, как педагогу, очень важно, чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями, ребенок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Ценность и польза сказочного творчества очевидна, так как оно связано тесно с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием, рисованием и т.д.
Результативность опыта
Для определения результативности представленного педагогического опыта использовалась диагностика связной описательной речи, воображения, в старшей и подготовительной группах уделялось внимание эмоциональному развитию дошкольников и наличию эстетического уровня познания окружающей действительности (совместно со специалистами ДОУ: педагог – психолог, учитель по рисованию).

Рис. №1, №2, №3, №4 Графический анализ изменений начальных характеристик детей связной описательной речи, воображения, способности к восприятию невербальной экспрессии, её распознаванию и выделению существенных признаков различных её проявлений (социального уровня эмоционального развития), художественно – эстетического развития к концу обучающего периода в рамках работы по самообразованию (средняя, старшая, подготовительная)
 
Согласно графическому анализу, параметров, по которым мы измеряли эффективность организации работы с опорой на сказку, показатели высокого уровня имеют тенденцию к росту, а низкого уровня – к понижению. Однако в данном случае нельзя точно сказать, является ли это обстоятельство следствием возрастного развития или следствием организованной педагогической работы. Поэтому мы сравнили показатели высокого уровня (воображение, уровень художественно – эстетического развития, способность к восприятию невербальной экспрессии, уровень развития связной описательной речи) в подготовительной группе выпусков 2008 – 2009 г. и 2009 – 2010 г..
 
Рис. №5 Графический анализ показателей высокого уровня в подготовительной группе выпусков 2008 – 2009 и 2009 – 2010 учебных годов.

 
 
Графический анализ, представленный на рис. №5, даёт представление того, что по таким параметрам, как невербальное воображение, уровень художественно – эстетического развития, в целом, и восприятие невербальной экспрессии, дети практически одинаковы развиты. Однако области вербального воображения и связной описательной речи на рисунке заметно расходятся, причем показатели детей выпуска 2009 – 2010 учебного года опережают показатели выпуска 2008 – 2009 учебного года. Следовательно, это позволяет сделать вывод, что работа, проведенная в рамках самообразования, прежде всего, повлияла на развитие вербального воображения и связной описательной речи.
Несмотря на доказательство эффективности проведенной работы, я вынуждена признать, что цели, поставленной в своём педагогическом исследовании, я не достигла, т.к. создание развивающего цикла занятий для детей старшего дошкольного возраста только получило опытную основу. Также работая в данном направлении, мне стала интересна и постановка деятельности в младшем дошкольном возрасте. Считаю, что работу по теме «Эстетическое развитие дошкольников средствами «сказочного» творчества» целесообразно продолжить дальше.






















0 коммент.:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...